Версия для слабовидящих

ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Смоленской области"

Карта сайта | Обратная связь | На главную

 

 

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

 

Министерство здравоохранения Российской Федерации

 

Справочно-информационный портал Государственные Услуги

 

Администрация Смоленской области

 

 

Главная страница -> История

Этапы развития системы медико-социальной экспертизы

Истоки общественного призрения (организованной формы благотворительности или социального обеспечения) в России восходят еще к Стоглавому собору, который обратился с увещеванием в каждом "граде устроити богадельни мужские и женские". Царь Федор Алексеевич Романов своим указом предписал, отделив в Москве увечных людей от притворных нищих, первых поместить в двух отделениях, а здоровым лентяям дать работу. Суровые меры против "ленивых прошаков" принимал царь Петр I, запрещая им подаяния, приказывая бить их батогами, выдворять их на место жительства, а возвращающихся к своему промыслу ссылать на каторгу. Однако требовал повсеместного устройства "госпиталей" - приютов для призреваемых, заботился о помещении инвалидов в монастыри, приказывал строить по городам на церковных дворах приюты для беспризорных детей.

Программа социального страхования трудящихся была разработана В.И.Лениным еще в 1903 году, а в 1912 году пролетариатом впервые были высказаны требования по ее реализации, а также по вопросам социального обеспечения и охраны здоровья рабочих.

Детищем Октябрьской революции исторически является врачебно-трудовая экспертиза. Введенные в 1918 году гарантированные права на социальную помощь диктовали необходимость юридического и медицинского заключения об утрате трудоспособности. для чего и были созданы бюро врачебной экспертизы (БВЭ) при страховых кассах. В их состав входили три врача - специалиста, представители профсоюзной организации и страховой кассы. БВЭ было дано право удостоверять факт временной или стойкой нетрудоспособности, что было записано в первом "Кодексе законов о труде" (1918г.) Трудоспособность определялась в процентах, при этом учитывался только характер заболевания и не принимались во внимание условия труда больного.

В 1926 году разработана классификация стойкой нетрудоспособности, включавшая 6 групп инвалидности, но только для лиц первых 3 групп предусматривалось пенсионное обеспечение. В этой классификации впервые болезнь связывалась с социальными факторами, решался вопрос о возможности продолжения профессиональной деятельности, нуждаемости в переводе на другую работу либо полном освобождении от нее.

В 1932 году была введена трехгрупповая система инвалидности, четко регламентировавшая критерии для установления каждой группы с учетом показаний к работе в своей или другой профессии, а в 1933 году БВЭ были реорганизованы во врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК). Было утверждено "Положение о ВТЭК", в котором определялось профилактическое направление их деятельности, необходимость тесной связи с органами здравоохранения, социального обеспечения и профессионального трудоустройства.

Следующая инструкция по определению групп инвалидности была издана в 1954 году. В ней была сохранена трехгрупповая классификация инвалидности, скорректированы критерии для установления групп инвалидности, предусмотрены рекомендации инвалидам I и II групп, введено понятие "выраженный анатомический дефект", установлены более рациональные сроки переосвидетельствования инвалидов, утвержден "Перечень заболеваний и дефектов, при которых группа инвалидности устанавливается бессрочно".

Серьезные преобразования государственного строя в 90-е годы (распад Союза ССР, признание независимости России) повлияли и на решение вопросов социальной защиты инвалидов и на организацию медицинской экспертизы нетрудоспособности.

Введение Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995г. "О социальной защите инвалидов в РФ", действующего и по наши дни, определило государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. В данном документе было определено новое понятие "инвалид", основания для определения инвалидности в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности, понятие "реабилитация инвалидов" и "индивидуальная программа реабилитации инвалидов", а также возложены функции признания граждан инвалидами на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.

В течение 1996 года врачебно-трудовые экспертные комиссии упразднены, началось создание государственной службы медико-социальной экспертизы в системе Министерства социальной защиты населения РФ. А вместе с этим произошло изменение взглядов на саму сущность понятия "инвалидность". Если раньше под этим понималось только ограничение трудоспособности, то теперь инвалидность касается самых различных ограничений жизнедеятельности человека, в которой трудоспособность - это один из критериев.

Вышли в свет новые законодательные документы, определявшие в соответствии с вышеупомянутым Федеральным законом порядок и условия признания лица инвалидом и возлагавшие функции установления инвалидности и разработки индивидуальных программ реабилитации инвалидов только на учреждения медико-социальной экспертизы: Постановление Правительства РФ от 13.08.1996г. №965 "О порядке признания граждан инвалидами", утвердившее Положение о признании лица инвалидом и Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы, а несколько позже "Классификации и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы", утвержденные постановлением Министерства труда и социальной развития РФ и Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 29.01.1997г. №1/30.

Началом очередного этапа развития государственной службы медико-социальной экспертизы стал 2004 год. В целях реализации положений Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" издано Постановление Правительства РФ от 16.12.2004г. №805 "О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы", согласно которому определено, что к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы и Главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах. Федеральное бюро находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ, главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие бюро в ведении Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Введены и ныне действуют новые нормативно-правовые документы по медико-социальной экспертизе: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.08.2005г. №535 "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" и Постановление Правительства РФ от 20.02.2006г. №95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", утвердившее Правила признания лица инвалидом.

В соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008г. №724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов государственной власти", Постановлением Правительства РФ от 2.06.2008г. №423 "О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства" полномочия по организации деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы возложены на Федеральное медико-биологическое агентство.

ФМБА России уже участвовало в разработке ряда нормативных актов, в частности, поправок к приказу Минздрава "Об обеспечении детей-инвалидов бесплатным питанием по рецептам врачей", принятых в январе 2007 года, а также Постановлений Правительства РФ от апреля 2008 года №№240 и 247. Оба эти постановления снимают наиболее болезненные вопросы. Их высокое качество объясняется тем, что в обсуждении проектов принимали активное участие общественные организации инвалидов, многие их предложения были внесены в текст.

24 сентября 2008 года в штаб-квартире ООН в рамках "договорного мероприятия" 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, приуроченного к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека, Министр иностранных дел  С.В.Лавров от имени Российской Федерации подписал Конвенцию о правах инвалидов. Сам факт подписания данного документа свидетельствует о пристальном внимании, которое уделяется в Российской Федерации вопросам обеспечения достойного уровня и качества жизни инвалидов, их реабилитации и интеграции в общество. Именно такой подход лежит в основе Конвенции. "Конвенция о правах инвалидов - первый документ в новом столетии, который на универсальной основе посвящен правам человека, - сказал Лавров журналистам. - В России с повышенным вниманием относятся к обеспечению прав инвалидов, в этой области нам еще немало предстоит сделать".

 

Заметили ошибку? Выделите текст, содержащий ее, и нажмите Ctrl + Enter

 

 

Телефон: +7 (4812) 24-46-00
Телефон/факс: +7 (4812) 24-46-01
E-mail:
bureau@mse67.ru

 

Последнее изменение: 26 май 2017 15:34:27